меню

Модуль Мышление в магистратуре

Раздел

Содержание

Описание модуля

Появление новых цифровых ассистентов и помощников, развитие технологии генеративного искусственного интеллекта актуализирует необходимость развития навыков критического и системного мышления человека. Такие задачи как постановка цели, формулирование вопросов, определение ценностных установок, стоящих за различными утверждениями, построение системной карты исследования значимы во всех сферах исследований и разработок. 

Решение этих задач — увлекательное интеллектуальное занятие. Блок Мышление предлагает целый ряд курсов для развития навыков, необходимых для построения успешной профессиональной траектории. 

Язык реализации: Дисциплина Critical Thinking Skills (Advanced) преподается на английском языке. Обратите, пожалуйста, внимание, что рекомендуемый уровень владения английским языком – не ниже B2 (по международной шкале CEFR). Это важно для успешного освоения дисциплины.

Контакты

E-mail: think@itmo.ru

Адрес: Кронверский проспект 49, ауд. 2323

Визуальные формы мышления и кинематограф

Что это за курс?

«Визуальные формы мышления и кинематограф» — это междисциплинарный курс, который посвящен изучению мышления и его связи с визуальностью. На курсе мы знакомимся с тем, что такое визуальное мышление и как можно его использовать, а еще учимся смотреть на проблемы гуманитарного знания через призму кино. 

Как устроен курс?

Курс состоит из лекций и практических занятий. На лекциях вы познакомитесь с визуальным поворотом в истории человечества, проанализируете разнообразные визуальные формы мышления, изучите, каким образом именно кинематограф стал наиболее утонченной визуальной формой мышления.  На практических занятиях мы обсуждаем кино, которое вы посмотрели дома, показываем фрагменты фильмов и рассказываем, как они устроены, обсуждаем тексты, если мы просили вас прочитать их заранее. Вместе с вами мы раскрываем связь мышления и процессов визуализации. А ещё мы устраиваем дебаты, проводим обсуждения как в свободном формате, так и в малых группах, учимся аргументировать свою позицию, спорим про кино и про то, о чем оно говорит.

Как ставится оценка?

Студенты получают баллы за работу на занятиях (участие в обсуждениях, работа в малых группах), за дебаты и финальный проект (можно на выбор написать эссе по тексту, эссе с анализом фильма, подготовить презентацию или сделать собственный видеопроект). 

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы

Формы занятий: занятия проходят как оффлайн, так и онлайн

Форма контроля: письменный экзамен: нужно написать ответ на вопрос по материалам лекций и практических занятий.

Контакты: think@itmo.ru


Преподаватели:


Илья Кириллович Верхоглядов

Приглашенный преподаватель, магистр профиля “Критика и теория кино”. Соведущий подкаста «Сиди и смотри», автор публикаций для «Искусства кино» и интернет-издания «Люмос».

Мария Владимировна Грибова

Приглашенный преподаватель, преподаватель факультета свободных искусств и наук СПбГУ, менеджер кинонаправления Санкт-Петербургской студии документальных фильмов (Открытая киностудия «ЛЕНДОК»),автор интернет-журнала об авторском кино Cineticle.

Ольга Сергеевна Давыдова

Кандидат культурологии, преподаватель Факультета свободных искусств и наук СПбГУ и Университета ИТМО, ведущая курса “Академическое письмо” в Сколково, автор статей о кино и фотографии

Ксения Александровна Капельчук

Магистр политической философии ЕУСПб, преподаватель общеуниверситетского модуля “Мышление” ИМРиП, участник ряда научных проектов по эстетике и философии кино, победитель конкурса ITMO.EduStars 2020-2021 и и 2021-2022.

Иван Сергеевич Петрин

Магистр по направлению «Искусства и гуманитарные науки», «Арт-критика». Член организационного комитета научной конференции в рамках XV Международного фестиваля-практикума киношкол «Кинопроба» (2018). 

Артем Евгеньевич Радеев

Доктор философских наук, приглашенный лектор, доцент Института философии Санкт-Петербургского государственного университета, автор книги «Ницше и эстетика» и серии статей по вопросам осмысления эстетического опыта и философии кино, президент Российского эстетического общества.

Компьютерные игры как лаборатории мышления

Компьютерные игры — уникальные цифровые платформы, которые позволяют не только развлекаться, но и развивать воображение, интуицию, мышление. В рамках курса мы предлагаем занять по отношению к играм интеллектуальную дистанцию, чтобы освоить методы критического анализа современных технологий и научиться ориентироваться в мире интерфейсов, медиа, цифровой культуры. 

Цель курса можно сформулировать кратко: «Играть, анализировать и оттачивать техники мышления».

Компьютерные игры, как и другие медиа (например, литература и кино), прочно вошли в нашу жизнь: в их пространстве развивается уникальный технологический, эстетический и символический язык, который постепенно становится всеобщим языком культуры. Развлекательную функцию этих интерактивных медиа понять нетрудно, однако наш курс предлагает погрузиться в мир компьютерных игр намного глубже.

В рамках курса Вы:

  • познакомитесь с различными методами критического анализа технологий;
  • познакомитесь с актуальными подходами в game studies, теории медиа и других гуманитарных дисциплинах;
  • познакомитесь с историей компьютерных игр в контексте развития медиа;
  • научитесь анализировать свой игровой опыт; 
  • потренируетесь в формулировке собственных суждений, гипотез и аргументов, касающихся развития технологий, игр и цифровой культуры; 
  • поработаете с проблемами сильного искусственного интеллекта, идентичности (Я и аватар), опосредованности мышление;
  • узнаете, как игры рассказывают истории и какие эстетические режимы формируют;
  • познакомитесь с актуальными not-games и art-games-проектами;
  • научитесь определять связь между тенденциями развития игровой индустрии и треками развития современной культуры и общества;
  • научитесь избегать ловушек геймификации;
  • научитесь ориентироваться в координатах людического капитализма;
  • освоите навыки критического мышления.

На занятиях мы будем дискутировать, обсуждать игры в контексте разнообразных подходов и методов анализа технологий и цифровых медиа, знакомиться с актуальными проблемами современной технокультуры, учиться формулировать собственную позицию, выносить суждения и писать об играх. В конце курса у Вас будет возможность самостоятельно проанализировать игровой проект, применяя критические инструменты, предложенные в рамках занятий.


Преподаватели:


Александр Ленкевич

Преподаватель ИТМО, руководитель Лаборатории исследований компьютерных игр (ЛИКИ) 

Алина Латыпова

Преподаватель ИТМО, сотрудник Лаборатории исследований компьютерных игр (ЛИКИ) 

Критическое мышление в практической деятельности

Вам повезло! Этот курс спроектировали и ведут настоящие логики. 

Идеал просветительской миссии нашего курса: 

  1. Связно и убедительно представлять свои мысли на языке, понятном другим. 
  2. Выявлять, учитывать и взвешенно оценивать многообразие ракурсов, взглядов, модальностей и смыслов. 
  3. На базе многостороннего анализа принимать обоснованные решения в условиях неполноты и нечеткости данных.

Почему вам столь важно не упустить шанс попасть на этот курс:

  • чтобы освоить логические приемы более эффективного обучения для повышения своего уровня мастерства или для переквалификации, что крайне актуально в условиях быстрого исчезновения одних профессий и появления других;
  • чтобы уменьшить число ошибок, связанных с использованием условий при составлении договоров, планировании и формулировке правил;
  • чтобы проще создавать более глубокие и структурированные тексты;
  • чтобы лучше оценивать степень правоты собеседников и достоверность информации;
  • чтобы познакомиться с когнитивными «граблями», на которые регулярно наступает большинство людей и начать обходить их;
  • чтобы убедительнее отстаивать свою позицию, и не вести бесполезные споры;
  • чтобы действовать рациональнее, и меньше теряться, когда все идет наперекосяк.

Чем в числе прочего будем заниматься:

  • Научимся излагать свои мысли еще быстрее, четче и при этом аргументировано.
  • Научимся создавать и трансформировать тексты еще быстрее и, ориентируясь на аудиторию.
  • Научимся грамотно использовать ChatGPT.
  • Научимся составлять более компактные и эффективные конспекты.
  • Научимся глубже понимать принципы логической связности.
  • Научимся различать и грамотно использовать условные высказывания, различные виды логического следования, необходимость, достаточность, условную вероятность, каузальную причинность и корреляцию. 
  • Научимся понимать разницу между объяснением и обоснованием.
  • Попрактикуемся в выявлении когнитивных искажений и осознаем силу их воздействия на нашу жизнь.
  • Научимся выделять и учитывать цель, модальность и погрешность высказываний.
  • Научимся учитывать особенности спора и грамотно управлять им.
  • Узнаем, как учитывать в дискуссии культурно-ценностные и коммуникативные аспекты.
  • Познакомимся с инструментами теории ограничений для принятия решений.

Организационные моменты:

  • Для обучающихся онлайн есть возможность подключения по zoom.
  • Предоставляется запись трансляций лекций.
  • Коммуникация, дополнительные материалы и задания через группы в Telegram, страницу курса в Moodle и VK.
  • Консультации в синхронном и асинхронном форматах.
  • Во время занятий активно, но дифференцированно используются различные инструменты игрофикации.
  • На экзамен отведено 20 баллов из 100.
  • 80 баллов из 100 отведены для работы во время лекций, на практических занятиях и на выполнение проекта между ними.

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы

Контакты: think@itmo.ru


Юрий Вячеславович Нечитайлов.

Главный редактор журнала SAP Professional Journal Россия, сотрудник Института международного развития и партнерства Университета ИТМО, доцент кафедры логики СПбГУ,

Ольга Александровна Шапиро

Кандидат философских наук, доцент по специальности «Логика», доцент кафедры онтологии и теории познания Воронежского государственного университета.  

Ксения Александровна Капельчук

Магистр политической философии ЕУСПб, преподаватель общеуниверситетского модуля «Мышление» ИМРиП, участник ряда научных проектов по эстетике и философии кино, победитель конкурса ITMO.EduStars 2020-2021 и 2021-2022.  

Навыки критического мышления (на английском языке)

Подробную информацию смотрите здесь Critical Thinking Skills


Преподаватели:


Ольга Сергеевна Давыдова

Кандидат культурологии, преподаватель Факультета свободных искусств и наук СПбГУ и Университета ИТМО, ведущая курса “Академическое письмо” в Сколково, автор статей о кино и фотографии.    

Критическая теория современного общества

Наш курс дает инструменты, которые помогут  лучше понимать контекст современности, разбираться в предпосылках актуальных событий, происходящих в мировом социально-политическом, экономическом и культурном пространствах, а также расшифровывать и деконструировать логики современного мифа и обыденного сознания (реклама, идеология и т. п.).

Вы познакомитесь с истоками критической теории, так называемой «традицией подозрения» (К. Маркс, Ф. Ницше и З. Фрейд), а также с работами важных и ярких авторов ХХ–XXI вв., относящихся к таким течениям, как Франкфуртская школа, экзистенциализм, структурализм и постструктурализм, постопераизм, теория медиа и ряд других. В ходе занятий Вы:

  • поймете принципы работы различных идеологических аппаратов, управляющих жизнью современного общества;
  • познакомитесь с методами дешифровки современных мифов, наполняющих обыденное сознание и повседневные практики;
  • узнаете о социально-философском смысле денег, труда, собственности и других явлений экономической жизни;
  • научитесь раскрывать механизмы эксплуатации, отчуждения, несправедливости, насилия и других негативных явлений современности, скрывающихся под маской «общества потребления»;
  • познакомитесь с позитивными критическими программами, направленными на восстановление социального баланса и благополучия современного человека;
  • рассмотрите социальные функции современного искусства.

Курс предлагает не просто теоретическое знакомство с инструментами анализа современного общества, но и практику в формате дискуссий, индивидуальных и групповых заданий, в частности в форме дебатов. 

Вы сможете научиться занимать дистанцию по отношению к явлениям, эффектам, вызовам современности, выстраивать аргументированную защиту собственной позиции и видеть предпосылки и следствия актуальных событий. 

Оценка по курсу формируется на основе баллов, которые Вы набираете в течение всего модуля. Курс завершается экзаменом.

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы.

Контакты: think@itmo.ru


Преподаватели:


Александр Анатольевич Погребняк

Доцент, кандидат экономических наук  

Алина Раилевна Латыпова

Преподаватель ИТМО, научный сотрудник Центра медиафилософии и Лаборатории исследований компьютерных игр (ЛИКИ)  

Александр Сергеевич Ленкевич

Преподаватель ИТМО, научный сотрудник Центра медиафилософии и руководитель Лаборатории исследований компьютерных игр (ЛИКИ)  

Артем Сергеевич Серебряков

Сотрудник Центра практической философии «Стасис» ЕУСПб.  

Антон Сергеевич Сюткин

Старший преподаватель, центр Стасис, ЕУСПб; научный сотрудник, лаборатория критической теории культуры, ВШЭ СПб

Мышление в эпоху технонауки

Математика и крутое лабораторное оборудование это ещё не всё, что нужно для того, чтобы сделать прорывное естественнонаучное исследование, написать грамотную магистерскую диссертацию. Чтобы участвовать в разработке продуктов, меняющих жизнь людей к лучшему, недостаточно быть только лишь отличным специалистом в IT.  Любое исследование, любая разработка сегодня – результат взаимодействия множества факторов. В дополнение к профессиональным навыкам сегодня также требуется понимание особого единства науки, технологий и общества. Наука – это не просто метод, но метод, который существует благодаря инженерным разработкам и движим социальными силами. Раскрытие сложных закономерностей, определяющих движение человечества вперед, - вот что означает мышление в эпоху технонауки. С вами будет работать команда молодых преподавателей, мотивированных на то, чтобы изменять мир к лучшему, не только говорить об этом.

Вы узнаете:

  • как работает парадигма научного метода,
  • как грамотно строятся научные исследования,
  • как составлять план исследования,
  • каким образом формируются тренды на исследования и разработки,
  • кто и по каким принципам определяет, что допустимо и недопустимо исследовать, какие технологии выводить на свободный рынок,
  • как различные технологии изменяют человека и общество, 
  • какие нормы этико-правового регулирования сопровождают инженерные и научные разработки.
  • каким технологиям и разработкам общество доверяет, а каким нет? Почему?

Вы научитесь:

  • мыслить критически и системно на живых примерах из актуальных областей исследования,
  • ставить проблемные вопросы, 
  • формулировать и критиковать научные доказательные гипотезы,
  • использовать методологию системного кейс-анализа общественной значимости разработок,
  • определять псевдонаучные утверждения,
  • определять социально значимые последствия научных исследований, технологических разработок,
  • определять этически чувствительные области исследований,
  • давать этическую оценку на различных стадиях жизненного цикла разработки,
  • осознанно встраивать свои идеи и замыслы в существующие тренды научно-технологического развития, проектировать новые тренды.

 Что мы будем делать:

  • тренироваться в критическом мышлении в области науки и технологий
  • анализировать кейсы развития научно-технологических бизнесов в их связи с развитием общества, 
  • применять методы критического мышления и разбирать ошибки Н. Харари, Н. Бострома и др. техновизионеров современности,
  • анализировать этические и правовые регламенты, определяющие разработки сегодня,
  • смотреть кино, слушать подкасты, 
  • дискутировать о человеческой креативности в эпоху генеративного ИИ, о проблемах коллаборации междисциплинарных команд и т.п.
  • использовать ChatGPT, Yandex GTP и аналоги в работе,
  • менять привычный взгляд на известные вещи и не скучать. 

Организация занятий по курсу и оценивание: 

  • занятия проходят в аудиториях с параллельным подключением к ним всех, кто учится на программах онлайн-магистратур,
  • мы будем приглашать на наши встречи экспертов,
  • сопровождение курса будет организовано в Telegram: доступ к материалам курса, получение консультаций и пр.
  • слушатели курса получают до 80 баллов за активности на занятиях: дискуссии на всю аудиторию, дискуссии с участием малых групп, анализ кейсов, дебаты,
  •  слушатели курса могут приносить в разработку кейсы, проблемы, касающиеся их собственных исследований и разработок.

 Выполнение этих заданий – подготовка к итоговому экзаменационному заданию на 20 баллов: анализ кейса.

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы

Контакты: think@itmo.ru


 Преподаватели:


Дарья Викторовна Чирва

Руководитель модуля «Мышление» Университета ИТМО, научный сотрудник центра "Сильный искусственный интеллект в промышленности", член Комиссии по реализации Кодекса этики в сфере ИИ в РФ, инициатор и участник научно-исследовательских проектов по этике ИИ  dvchirva@itmo.ru  

Андрей Сергеевич Глуховский

Сотрудник центра "Сильный искусственный интеллект в промышленности" Университета ИТМО, магистр геофилософии и нового материализма ЕУСПб, участник научно-исследовательских проектов по этике ИИ  glukhovsky.andrew@gmail.com  

Алексей Дмитриевич Дурнев

Магистр философии, сотрудник исследовательского центра "Сильный искусственный интеллект в промышленности", исследователь в области онтологии и теории познания.

Биоэтика (для образовательных программ: Индустриальная биотехнология, ФудТех, 3 семестр)

Развитие биотехнологий послужило причиной появления особых профессиональных этических стандартов. Выбирайте курс по биоэтике, если Вы хотите лучше понимать, каким образом управляются исследования в области биотеха, чем обусловлено доверие общества к технологиям, каким образом регулируется свободный рынок в сфере биотеха. 

Вы узнаете:

  • как работает парадигма научного метода и где в ней место этике,
  • какие общие принципы научной этики наиболее актуальны в области биотехнологий,
  • какие отраслевые этические принципы определяют работу в сфере биотехнологий,
  • как работа с биоэтическими проблемами способствует развитию биомедтехнологий,
  • какие международные и российские стандарты по биоэтике действуют на текущий момент,
  • какие области биотехнологий составляют “серую” зону, с точки зрения биоэтики.

Вы научитесь:

  • мыслить критически и системно на живых примерах из актуальных областей биомедтехнологий,
  • ставить проблемные вопросы, 
  • использовать методологию системного кейс-анализа общественной значимости биотехнологий,
  • определять этически чувствительные элементы биотех исследований,
  • давать этическую оценку на различных стадиях жизненного цикла разработки,
  • осознанно встраивать свои идеи и замыслы в существующие тренды научно-технологического развития, проектировать новые тренды. 

Что мы будем делать:

  • разбирать кейсы из области биоэтики, которые существенно продвинули развитие медицины и биотехнологий
  • анализировать кейсы развития научно-технологических бизнесов в их связи с развитием общества, 
  • анализировать этические и правовые регламенты, определяющие научно-технологические разработки в сфере биотехнологий.

Организация занятий по курсу и оценивание: 

  • занятия проходят в аудиториях с параллельным подключением к ним всех, кто учится на программах онлайн-магистратур,
  • мы будем приглашать на наши встречи экспертов,
  • сопровождение курса будет организовано в Telegram: доступ к материалам курса, получение консультаций и пр.
  • слушатели курса получают до 80 баллов за активности на занятиях: дискуссии на всю аудиторию, дискуссии с участием малых групп, анализ кейсов, дебаты,
  •  слушатели курса могут приносить в разработку кейсы, проблемы, касающиеся их собственных исследований и разработок.

Выполнение этих заданий – подготовка к итоговому экзаменационному заданию на 20 баллов: анализ кейса.


Дарья Викторовна Чирва

руководитель модуля «Мышление» Университета ИТМО, научный сотрудник центра "Сильный искусственный интеллект в промышленности", член Комиссии по реализации Кодекса этики в сфере ИИ в РФ, инициатор и участник научно-исследовательских проектов по этике ИИ  dvchirva@itmo.ru  

Этика искусственного интеллекта (для ОП Искусственный интеллект, 3 семестр)

Курс будет интересен всем, кто занимается разработкой, внедрением, продвижением технологий искусственного интеллекта. Текущее положение дел в индустрии предполагает активную подготовку стандартов регулирования разработки и использования искусственного интеллекта. Дискуссия по этому поводу сейчас определяет не только научную, но и рыночную повестку. Важно, чтобы все заинтересованные лица принимали в ней участие, опираясь на соответствующие знания. Значимость данной дискуссии достаточно велика, поскольку в настоящий момент наметились две альтернативы: разработать жесткое правовое регулирования в сфере ИИ или сохранить основы гражданского саморегулирования в данной сфере в формате утверждения норм этики ИИ.

Из курса вы узнаете:

  • как возник тренд на разработку этики ИИ
  • что такое этика ИИ и какие проблемы она решает
  • какие основные тенденции его развития сформировались к настоящему моменту
  • в чем сходство и различие правового и этического регулирования этики ИИ
  • какие основные нормативные документы, связанные с этическим регулированием ИИ существуют в России и за рубежом. 

На занятиях мы будем разбирать действующие кодексы и рекомендации по этике ИИ, анализировать актуальные кейсы, определяющие дебаты по вопросам этики ИИ. Отдельное внимание уделим проблемам ответственности, правосубъектности и статуса результатов интеллектуальной деятельности, изготовленных с участием ИИ.

 Формат: курс читается с 29.12.22 по 24.01.23 в формате вебинаров в Zoom.

Трудоемкость курса: 3 зачетных единицы

Контакты: think@itmo.ru


Дарья Викторовна Чирва

руководитель модуля «Мышление» Университета ИТМО научный сотрудник центра "Сильный искусственный интеллект в промышленности" член Комиссии по реализации Кодекса этики в сфере ИИ в РФ dvchirva@itmo.ru  

Андрей Сергеевич Глуховский

преподаватель модуля «Мышление» Университета ИТМО cотрудник центра "Сильный искусственный интеллект в промышленности" Университета ИТМО, магистр геофилософии и нового материализма ЕУСПб участник научно-исследовательских проектов по этике ИИ glukhovsky.andrew@gmail.com

Алексей Дмитриевич Дурнев

преподаватель модуля «Мышление» Университета ИТМО cотрудник центра "Сильный искусственный интеллект в промышленности" Университета ИТМО, исследователь в области онтологии и теории познания

Артем Александрович Скворцов

бакалавр юриспруденции магистр научной коммуникации сотрудник центра "Сильный искусственный интеллект в промышленности"  

Научная и публикационная этика (для ОП Индустриальная биотехнология и ФудТех, 3 семестр)

Каждый магистрант Университета ИТМО является исследователем: будь то учёный, DeepTech-предприниматель или визионер на стыке искусства и науки. Выбирайте курс по научной и публикационной этике, если хотите сориентироваться в нюансах мира научных публикаций и узнать обо всех подводных камнях.

Вы узнаете:

  • каковы критерии научного знания,
  • каковы моральные принципы науки,
  • как формируется репутация учёного,
  • какие бывают научно-этические правонарушения,
  • каковы последствия плагиата в мире науки.

Вы научитесь:

  • выявлять сомнительные элементы в публикационных профилях,
  • критически оценивать предложения, поступающие от издательств по электронной почте,
  • критически оценивать web-сайты издательств,
  • готовить конструктивные претензии в ответ на рецензии, отклоняющиеся от научно-этических норм

Что мы будем делать:

  • разбирать реальные кейсы рецензирования научных публикаций на предмет нарушений этических норм и наличия конфликта интересов,
  • разбирать реальные кейсы на предмет обоснованности порядка авторов,
  • разбирать реальные публикационные профили на предмет добросовестности,
  • разбирать реальные кейсы научно-этических правонарушений.

Организация занятий по курсу и оценивание:

  • курс реализуется в формате оффлайн-семинаров, ходе которых происходит обмен опытом, разбор реальных кейсов и рефлексия,
  • обучающиеся могут принести реальные кейсы из своего с целью их разбора в атмосфере эмпатии и содействия, формирования предложений по действию в имеющейся ситуации, если это применимо,
  • зачёт проходит в формате синхронного анализа кейса,
  • курс реализует декан факультета биотехнологий, неоднократный грантополучатель Российского научного фонда и Российского фонда фундаментальных исследований, автор публикаций в изданиях, относящихся к Q1 (первому квартилю) Михаил Вячеславович Курушкин


Михаил Вячеславович Курушкин

к.х.н., декан факультета биотехнологий