меню

Общеуниверситетские факультативы SS и мышление

Инструменты и ресурсы для учебной и научной работы

В наше время успех научной карьеры зависит не только от способностей, опыта и усердной работы, но и от умения ориентироваться в академической среде. С одной стороны, принцип “publish or perish” вынуждает ученого включаться в бесконечную гонку публикаций. С другой стороны, неопытный исследователь может легко попасться на удочку “мусорного” или “хищнического” издания. 
Бесконечные рейтинги, списки, индексация, цитирования могут свести с ума, если только у вас нет проводника по этому лабиринту. Научный руководитель не всегда может найти время, чтобы каждому студенту объяснить, как устроен мир публикационной активности. К счастью, теперь вы можете получить необходимые знания на нашем курсе.

Чему вы научитесь? 

  • искать научную информацию с помощью электронных ресурсов, в том числе библиотеки ИТМО, и как максимально эффективно их использовать в своей работе;
  • анализировать результаты научно-исследовательской деятельности с помощью наукометрического подхода, выбирать журнал для публикации результатов собственных исследований;
  • работать с инструментами анализа научной информации на открытых источниках, узнаете об оставшихся функциях баз данных Scopus и Web of Science, а также о возможностях альтернативных ресурсов поиска;
  • оформлять ссылки и составлять списки литературы для своих работ;
  • работать с публикациями в портфолио ИСУ, заполнение которого даст возможность заявить о себе в ходе конкурса на ПГАС.

Пререквизиты: Никаких специальных навыков/знаний не требуется

Трудоёмкость: 16 ак.ч.

Формат: Очный

Тематический план
 


Анна Олеговна Гельфанд

aogelfand@itmo.ru

Елизавета Петровна Борискова

Юлия Валерьевна Михайлова

Когнитивные ошибки в понимании людей

Когнитивные ошибки и искажения связаны с решениями, которые люди принимают каждый день. Эти решения могут повлечь за собой трудности в профессиональной деятельности. Так, ошибки планирования влекут за собой влекут за собой срывы сроков выполнения работ, таким примером может служить строительство метро в Санкт-Петербурге.

Помимо ошибок планирования существуют десятки других когнитивных искажений, за которыми могут следовать трудности не только в профессиональном аспекте, но и в личном. Люди, не замечая, могут попасть в ловушку собственного разума. Таким образом, они застревают ловушках мышления, не могут реализовать весь свой потенциал, или не могут начать заниматься тем делом, которое их вдохновляет. 

На курсе студенты познакомятся с классификацией когнитивных ошибок, узнают про то, как с ними бороться. Будут рассмотрены темы, которые связанны с принятием решений, гибкостью мышления, шаблонным поведением и профессиональными ошибками и искажениями.

После курса студенты смогут находить свои когнитивные ошибки и искажения, определять манипулятивные приёмы.

Трудоёмкость: 12 ак.ч.

Формат: Очный

Тематический план
 


Владислав Александрович Комисаров

Контакт с собой и другими

Этот курс про контакт. Контакт- это способ установления и поддержания доверительных отношений между людьми. Чтобы создать и поддерживать такие отношения нам важно понимать хорошо себя. Поэтому на курсе мы будем развивать умение осознавать себя, свои эмоции и потребности. Мы будем разбираться в том, какие у вас ценности в жизни и приоритеты и как вы принимаете решения. Понимание своих ценностей, чувств и потребностей помогает выстраивать отношения, легче принимать решения, разрешать конфликты, достигать намеченных целей.
Также мы будем исследовать личные границы, тренироваться их обозначать не разрушая отношения. Будем пробовать замечать другого даже тогда, когда сложно и не очень хочется. Поэтому мы обсудим как реагировать на злость других людей, как справляться со своими эмоциями, как разрешать конфликты осознанно, а также как завершать отношения. И возможно, с кем-то на этом курсе вы почувствуете настоящий контакт- состояние, в котором вы видите друг друга четко, ясно, с теплотой и уважением к уязвимости.

Пререквизиты: базовый уровень умения рефлексировать и управлять своими эмоциями

Трудоёмкость: 18 ак.ч.

Формат: Очный

Тематический план


Антонина Владимировна Федорова

avfedorova@itmo.ru

Марина Казанцева

Мария Степанова

Основы сексологии

Курс посвящен основам сексологии. В рамках этого курса мы будем рассматривать секс как потребность. Т.е будем обсуждать как эта потребность появляется, какие еще потребности мы пытаемся решить за счет секса, как мы ищем и выбираем партнеров, как ведем себя до , вовремя и после. Мы будем обсуждать нормы и патологии влечения, установки, которые мешают получать удовольствие. Секс является очень важной частью гармоничных отношений. Поэтому курс по сексологии помогает в первую очередь улучшить романтические отношения, а также лучше понять себя. Курс целиком состоит из практических упражнений, которые помогут осознать свои модели поведения, развеять мифы, четче понять свои границы. Гармоничные отношения, которые можно выстроить благодаря этому курсу могут позволять человеку чувствовать себя счастливым, получать поддержку и удовольствие. 
На курсе не будет подробного обсуждения физиологии полового акта, мы будем смотреть на секс под углом психологии. 

Пререквизиты: базовый уровень рефлексии, и базовый уровень управления эмоциями

Трудоёмкость: 24 ак.ч.

Формат: Очный

Тематический план


Отзывы студентов:

  • Спасибо! Но хочется сказать больше, чем спасибо. Я думала, курс будет про секс, но он неожиданно оказался про самого себя. Есть, о чем задуматься самому и поговорить с партнёром. Круто, что можно поговорить с заинтересованными людьми о сложных табуированных вещах. Надеюсь, такого будет больше в ВУЗе
  • Спасибо большое за этот курс, за вводные задания, выполняя которые мы могли сблизиться с незнакомыми ребятами из группы. Здорово, что мы обсуждали в группах очень личные вещи, этим важно было поделиться и услышать обратную связь.
  • Хотелось бы пройти повторно, но уже с новыми упражнениями, соответственно только расширять и углублять 
  • Спасибо! Но хочется сказать больше, чем спасибо. Я думала, курс будет про секс, но он неожиданно оказался про самого себя. Есть, о чем задуматься самому и поговорить с партнёром. Круто, что можно поговорить с заинтересованными людьми о сложных табуированных вещах. Надеюсь, такого будет больше в ВУЗе 
  • Было очень комфортно. Мне было легко делиться мыслями, воспринимать материал. С занятий я уходила всегда с хорошим настроением.
  • Максимально классный факультатив. Считаю, что он 1000000% полезный и должен быть запущен ещё несколько раз для последующих поколений.


Антонина Владимировна Федорова

Avfedorova@itmo.ru

Марина Казанцева

Ольга Сорокотяга

Навыки обучения и работы с информацией

Университет предъявляет серьезные требования к знаниям, умениям и навыкам работы студента с информацией и его способности обучаться при высокой нагрузке и адаптироваться к меняющимся условиям.
Факультативный курс «Навыки обучения» позволит студентам:

  • повысить личную эффективность в обучении (навыки планирования, управления вниманием, понять индивидуальные особенности, влияющие на успешность обучения и деятельности).
  • освоить техники эффективного чтения, запоминания и различные способы конспектирования текстов,
  • работать с большим объемом информации, искать нужную и проверять данные на достоверность, и многое другое.

Курс проходит в смешанном формате: состоит из четырех воркшопов по 4 академических часа (аудиторные занятия) и самостоятельной работы студентов с помощью онлайн-платформы.

Пререквизиты: Все желающие (особенно актуален для студентов бакалавриата 1 курса)

Трудоёмкость: 16 ак.ч.

Формат: Очный

Тематический план


Ольга Олеговна Гофман

gofmanoo@icloud.com

Анна Павловна Кузнецова

Фасилитация и управление группой

Факультатив «Фасилитация и управление группой» представляет собой практический курс, направленный на развитие ключевых навыков и компетенций в области управления и содействия групповым процессам. Участники этого факультатива узнают, как стать эффективными фасилитаторами, способными управлять динамикой группы, улучшать взаимодействие и помогать в достижении согласия.

В ходе курса участники изучат разнообразные техники фасилитации, включая управление конфликтами, обеспечение активного участия и стимулирование креативности. Они также научатся понимать групповые процессы и динамику, а также сможут применять эти знания для улучшения коллективных решений и достижения общих целей.

Этот факультатив подходит как для руководителей и менеджеров, желающих усовершенствовать свои навыки в области группового управления, так и для всех, кто интересуется развитием лидерских и фасилитаторских способностей. Участники получат практические инструменты для успешного взаимодействия с группами и управления групповыми процессами, что позволит им стать более продуктивными и влиятельными в своей работе и в жизни.

Пререквизиты: Знание русского языка 

Трудоёмкость: 32 ак.ч.

Формат: Онлайн

Тематический план

 


Шахидова Захидат Немат-кызы

z@shakhidova.ru

Эмоциональная устойчивость

Этот факультатив о том, как перестать винить себя за ошибки, как научиться быстро собираться, когда это необходимо, и легче договариваться с другими людьми. Мы будем изучать, как наши эмоции можно использовать, как для них можно опираться, и как сделать так, чтобы они не мешали. После прохождения факультатива студенты смогут сохранять устойчивое эмоциональное состояние и высокую концентрацию при решении сложных задач, защите собственных проектов и поиске решений в конфликтных ситуациях.

Трудоёмкость: 16 ак.ч.

Формат: Онлайн

Тематический план


Отзывы студентов:

  • Курс расширяет кругозор, после занятий было очень хорошо в эмоциональном плане) Теперь знаю, как вернуться к себе и наладить контакт с собой!
  • Мне была полезна информация, потому что часто сталкиваюсь с упадком мотивации и негативными эмоциями на этом фоне.
  • Самый лучший курс, который научил меня понимать себя и окружающих


Евгения Сергеевна Неговорова

Эмоциональный интеллект

Развитый эмоциональный интеллект позволяет своевременно осознавать свои эмоции и регулировать их. В свою очередь, освоив навык управления собственными эмоциями, обучающийся получает возможность осознавать эмоции других людей и управлять ими. Навыки эмоционального интеллекта не предопределены природой, их можно развивать до желаемого уровня в любом возрасте!

При прохождении курса «Эмоциональный интеллект» обучающимся предстоит познакомиться с ведущими зарубежными и российскими научными разработками в данной области, изучить модели ЭИ, а затем применить полученные знания на практике. В программу включена как индивидуальная работа по самонаблюдению, так и интенсивная работа в группах, решение кейсов, дискуссии, интеллектуальные игры. 

Пререквизиты: Русский язык уровень B2

Трудоёмкость: 16 ак.ч.

Формат: 1 группа онлайн, другая - очно

Тематический план


Отзывы студентов:

  • Благодарю преподавателя за внимание к каждому ответу и дельные советы, рекомендации книг и стратегий. Было очень интересно и достаточно продуктивно.
  • Большое спасибо факультативу за открытость и всегда оптимистичную и комфортную атмосферу на парах, что преподаватель всегда идет на контакт со студентами! 
  • Спасибо, Мария Олеговна, мне было очень приятно с Вами работать уже не в первый раз. На занятиях всегда царит приятная и дружеская атмосфера, что на других парах бывает очень редко. Для меня существует мало предметов, на которых мне хотелось бы говорить, но ваши предметы одни из таких. 
  • Спасибо большое за курс. Навыки, которые были получены имеют практическое значение, и я уверена, что в будущем буду обязательно применять на практике все полученные знания.


Мария Олеговна Степанова

mostepanova@itmo.ru

Юлия Николаевна Романенко

Этика искусственного интеллекта

Динамичное развитие технологий искусственного интеллекта породило большое количество новых философских проблем и подтолкнуло к пересмотру старых философских дискуссий. Например, в философии сознания возможность создания сильного ИИ зависит от того, какова природа ментальных состояний. Этот курс затрагивает проблемы нормативной этики, которая занимается тем, что делает поступки правильными и неправильными.

Нормативная этика влияет на решения проблем из практической этики: 

  • проблемы приватности и слежки, 
  • манипуляция поведением, 
  • предвзятость ИИ, 
  • использование фейковых аккаунтов, 
  • автоматизация работы и изменению занятости труда, 
  • проблемы, связанные с беспилотными автомобилями, 
  • применение автономных ИИ в военных целях, 
  • использование «роботов заботы» при уходе за людьми с ограниченными возможностями, в домах престарелых и в психотерапии, 
  • создание этических машин. 


Существуют проблемы, которые встанут особенно остро, в случае, если возникнет сильный ИИ: как он будет развиваться? Будет ли он похож на нас? Связаны ли степень развития интеллекта с этическим измерением личности? Как мы будем с ним сосуществовать? Как можно использовать ИИ для развития собственного разума?

Этот курс погружает в дискуссии по этим вопросам и будет интересен как разработчикам в области ИИ, так и широкому кругу лиц. Специальные навыки для прохождения этого курса не требуются.

Пререквизиты: чтение на английском со словарем является желательным условием

Трудоёмкость: 32 ак.ч.

Формат: Очный

Тематический план


Тимофей Сергеевич Демин

detimofei@gmail.com