меню

Модуль Soft Skills в бакалавриате

Раздел

Содержание

Описание модуля

Университет ИТМО – один из первых вузов в России, который внедряет в программу обучения бакалавров и магистрантов всех специальностей курсы развития soft skills, так называемых «мягких» навыков. К ним относят эффективную коммуникацию, взаимодействие в команде, саморегуляцию собственного состояния – все то, без чего ни один человек не может достичь успеха. В отличие от академических дисциплин на данном курсе будет уделяться большое внимание практике. Ведь именно так можно сформировать новые привычки и формы поведения. Студенты смогут развить навыки, которые помогут им стать более эффективными не только в процессе учебы в вузе, но и повысят качество их жизни, проложат путь быстрой адаптации и построения карьеры в организации.

Инструкция о записи

Время практических занятий, соответствующих выбранному вами лекционному потоку, подсветится автоматически.

Для студентов 1 и 2 курсов: Каждую нечетную или четную неделю (в зависимости от вашего выбора) у вас будет 2 академических часа лекционных и 4 академических часа практических занятий.

Для студентов 3 курса: Выбор 2 из 16 дисциплин.

Подтвердите свой выбор нужной клавишей – и система пришлет нам, ответственным за блок Soft Skills, ваше заявление. Количество мест на потоках и ограничено! Если удобное вам время недоступно для выбора, это значит, что его уже «разобрали», и придется выбрать иное.

Контакты

Адрес: Ломоносова 9, аудитория 3103

Телефон: +7(812) 607-04-66

E-mail: softskills@itmo.ru

1 курс:

Коммуникации и командообразование, 2 семестр

Курс "Коммуникации и командообразование" был разработан специально для студентов Университета ИТМО профессиональной командой  преподавателей soft skills, среди которых эксперты в области бизнес коммуникаций, психологи, HR специалисты, профессиональные педагоги. Курс направлен на развитие коммуникативной грамотности студентов, а также навыков, необходимых в командной работе. В отличие от академических дисциплин, на данном курсе нет очных лекций, а только практические занятия.Ведь именно через практику возможно сформировать новые привычки и формы поведения. Студенты смогут развить навыки, которые помогут им стать более эффективными не только в процессе учебы в вузе, но и повысят качество их жизни, проложат путь быстрой адаптации и построения карьеры в будущем.

Программа курса состоит из 8 модулей, в каждом из которых мы будем решать актуальные задачи. В программу заложены ключевые вызовы, с которыми студенты сталкиваются в студенческой, профессиональной и личной жизни: от токсичного общения и коммуникации в социальных сетях до основ работы в команде и гармоничного распределения ролей в работе над проектами.

Важной основой курса являются практические занятия. Игры, викторины, постановки, TED talks, самодиагностика – форматы практики будут меняться от занятия к занятию. По итогам курса студенты получат знания и инструменты, необходимые для выстраивания коммуникации с разными аудиториями и в разных сферах, а также проанализируют свои собственные сильные стороны и научатся их развивать.

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы | 108 академических часов

Пререквизиты для изучения курса: готовность активно участвовать в практических занятиях.

Курс про коммуникации предполагает живое общение, поэтому занятия проходят очно. Дистанционные потоки для тех, кто не может заниматься очно и согласовал дистанционное обучение со Студенческим офисом.


Преподаватели:


Юлия Николаевна Романенко

Ольга Олеговна Гофман

Анастасия Игоревна Булаткина

Валерия Михайловна Лимонова

Антонина Владимировна Федорова

Татьяна Вячеславовна Копылова

Константин Дюнгиевич Ким

Светлана Владимировна Смольянинова

Елена Пантелеевна Карпова

Алена Петровна Бондарь

Ольга Владимировна Арлашкина

Марина Васильевна Казанцева

Мария Олеговна Степанова

Никита Евгеньевич Русманов

Настасья Валерьевна Николаева

Наталья Георгиевна Хохлова

Инна Александровна Топорова

Вадим Андреевич Мочкин

Наталья Сергеевна Платонова

Светлана Александровна Скакун

2 курс:

Техники публичных выступлений и презентаций, 3 семестр

На курсе мы рассмотрим динамику развития публичных выступлений в VUCA-мире, разберём подходы и навыки, которые необходимы, если Вы защищаете доклад или ВКР, проходите собеседование по Skype или вживую, ведёте мероприятие, переписываетесь по почте и в мессенджерах или выступаете на научной конференции. Выступление в XХI веке — это не полтора часа времени, микрофон, сцена и актовый зал, это elevator pitch, короткое собеседование через skype или stories в Instagram, которое должно покорить с первой минуты. Все будем пробовать на себе, ведь преподаватели курса – практики, которые готовят к выступлениям бизнесменов, политиков, предпринимателей.

Трудоемкость дисциплины: 3 зачетные единицы | 108 академических часов

Живое общение является важнейшей частью курса, поэтому занятия проходят очно. Дистанционные потоки для тех, кто не может заниматься очно и согласовал дистанционное обучение со Студенческим офисом.


Преподаватели:


Анастасия Геннадьевна Причисленко

Мария Игоревна Ососкова

Михаил Сергеевич Пушкарев

Елена Алексеевна Карпова

Елена Васильевна Пономарева

Инна Александровна Топорова

Марина Васильевна Казанцева

Евгения Сергеевна Шестакова

Анатолий Александрович Шаульский

Валентин Кузнецов

Ксения Геннадьевна Рзаева

Дарья Александровна Хельштейн

Константин Дюнгиевич Ким

Валерия Михайловна Лимонова

Наталья Георгиевна Хохлова

Антонина Владимировна Федорова

Ольга Алексеевна Каляева

Алексей Владимирович Галишников

Ольга Александровна Сорокотяга

Татьяна Викторовна Васильева

Наталья Вячеславовна Веригина

Татьяна Сергеевна Афанасьева

Сергей Борисович Жаров

3 курс, 5 семестр:

Интернет-журналистика (на английском)

Подробную информацию смотрите здесь Digital Journalism


Преподаватели: 


Анна Юрьевна Хаддельстон

Марьям Рейхани

Ольга Добровидова

Разработка социальных программ и проектов

Цель курса:

Научиться проектировать социальные или добровольческие инициативы, привлекать ресурсы, разрабатывать заявки на конкурс грантов молодежных проектов

Структура курса:

  • Социальный проект и его особенности
  • Выявление актуальных социальных проблем и разработка социального проекта
  • Типичные ошибки социального проектирования
  • Определение целевой аудитории социального проекта и ее потребностей
  • Ресурсообеспечение социального проекта: виды ресурсов и их источники
  • Планирование социального проекта: методы реализации, инструменты проектной деятельности и ожидаемые результаты
  • Особенности финансирования социальных проекты
  • Основы разработки проектных заявок
  • Партнерское сотрудничество: разработка программы партнерства, поиск партнера для социального проекта
  • Организация проектной деятельности, методы реализации социального проекта с участием добровольцев
  • Организация партнерства с НКО для реализации проекта
  • Реализация социального проекта

Задания курса:

Придумать идею социального проекта, можно в контексте будущей профессиональной деятельности, подготовить описание проекта по заданной структуре, подготовить совместно с преподавателем заявку на конкурс грантов и подать заявку. Структура проектного описания:

  1. Название социального проекта
  2. Состав команды и их роли
  3. Концепция социального проекта. 
  4. Результаты исследования предметной области социального проекта.
  5. Методы реализации социального проекта.
  6. Описание партнерских организаций для социального проекта и их роль в проекте.
  7. Результаты внешней и внутренней оценки эффективности социального проекта.

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы | 72 академических часа


Преподаватели: 


Купоросов Юрий Игоревич

Федеральный эксперт Всероссийского конкурса молодежных проектов, менеджер Управления по развитию студенческих инициатив  

Организация массовых мероприятий

Цель курса: 

Учимся организовывать массовые и имиджевые мероприятия от идеи до конечной точки реализации, практические навыки в event-менеджменте на базе известных мероприятий в итмо. В рамках курса можно реализовать свое мероприятие

Структура курса:

  • Этапы жизненного цикла массового мероприятия
  • Специфика видов мероприятий
  • Руководитель проекта: ответственность, полномочия, функции
  • Формирование команды и эффективные совещания
  • Концепция массового мероприятия
  • Планирование массового мероприятия
  • Риски мероприятия и методы реагирования
  • Документальное сопровождение. Отчетность.
  • Особенности финансирования массовых мероприятий
  • Привлечение ресурсов: фандрайзинг, краудфандинг, грантовая поддержка.
  • Визуальная концепция мероприятия и его медиа сопровождение.
  • Медиаплан, продвижение массового мероприятия.
  • Техническое задание на разработку дизайн-макетов и видеоматериалов для массового мероприятия.
  • Взаимодействие с подрядчиками: согласование характеристик товаров/услуг, необходимых для реализации массового мероприятия.
  • Техническое оснащение проекта. Работа на внешних площадках.
  • Внешняя экспертиза массового мероприятия.
  • Оценка эффективности мероприятия

Задания курса

Разработка мероприятия по плану и его реализация в команде:

  1. Название мероприятия
  2. Состав команды и их роли
  3. Концепция своего мероприятия. 
  4. Стратегия продвижения своего мероприятия.
  5. Техническое задание на разработку дизайн-макетов и видеоматериалов для своего мероприятия.
  6. Техническое оснащение проекта.
  7. Результаты внешней и внутренней оценки эффективности своего мероприятия.

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы | 72 академических часа

Преподаватели:


Привлеченные эксперты из агентства SETTERS


Создание и развитие студенческого клуба

Цель курса:

Познакомиться с возможностями студенческого клуба в Университете ИТМО, найди единомышленников и создать свой клуб или присоединиться к команде действующего клуба в итмо

Структура курса:

  • История развития студенчества в РФ и Университете ИТМО
  • Возможности личностного роста в рамках Университета ИТМО
  • Регистрация клуба
  • Миссия клуба
  • Символика и фирменный стиль клуба
  • Позиционирование клуба в вузе
  • Проведение мероприятий в рамках деятельности клуба
  • Привлечение новых членов клуба, система повышения мотивации внутри клуба.
  • Клубный менеджмент
  • PR деятельность клуба

Задания курса:

Разработать концепцию студенческого клуба.

В рамках проектного задания необходимо:

  1. Выбрать интересующее направление деятельности студенческого клуба
  2. Проанализировать интернет ресурсы Университета ИТМО и найти единомышленников из числа обучающихся, сотрудников или выпускников Университета ИТМО в рамках выбранного направления деятельности студенческого клуба.
  3. Исследовать предметную область направления студенческого клуба. 
  4. Разработать миссию и стиль студенческого клуба.
  5. Разработать план мероприятий студенческого клуба на 6-12 мес.
  6. Подготовить материалы для регистрации студенческого клуба в Университете ИТМО

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы | 72 академических часа


Преподаватели: 


Андрей Николаевич Зленко

Лаборатория академического письма (на английском)

Подробную информацию смотрите здесь Academic Writing Lab (AWL)


Преподаватели: 


Инна Андреевна Анохина

Александр Олегович Гребенников

Юлия Владимировна Рябухина

Юлия Александровна Сазанович

Эффективное участие в научных и практических конференциях

Хотел бы рассказать о своем открытии на международной конференции? Мечтаешь встретиться с единомышленниками в обсуждении за круглым столом? Хотел бы подать заявку на участие в международном проекте? Ждем тебя на 6 мастер-классах, где мы вместе найдем интересную конференцию или симпозиум, напишем победную заявку и подготовим выступление!

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы | 72 академических часа


Преподаватели: 


Екатерина Павловна Тюрикова

Руководитель дисциплины

Быковская Елена Александровна

Маюрова Александра Сергеевна

Управление карьерой

Хочешь найти работу мечты? Уверенно проходить собеседования? Хочешь точно понять, кем быть? На 4х мастер-классах ведущие специалисты по HR компаний СПб и эксперты центра карьеры ИТМО расскажут вам, как добиться результата.

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы | 72 академических часа


Преподаватели: 


Ольга Чернаус

Эмоциональный интеллект

 Развитый эмоциональный интеллект позволяет своевременно осознавать свои эмоции и регулировать их. В свою очередь, освоив навык управления собственными эмоциями, обучающийся получает возможность осознавать эмоции других людей и управлять ими. Навыки эмоционального и социального интеллекта не предопределены природой, их можно развивать до желаемого уровня в любом возрасте!

При прохождении курса «Эмоциональный интеллект» вам предстоит познакомиться с ведущими зарубежными и российскими научными разработками в данной области, изучить модели ЭИ и СИ, а затем применить полученные знания на практике. Вас ждет как индивидуальная работа по самонаблюдению, так и интенсивная работа в группах, решение кейсов, дискуссии интеллектуальные игры. Результатом обучения на курсе «Эмоциональный интеллект» станет более глубокое осознание вашей эмоциональной жизни, ваших потребностей, ваших целей и вашей мотивации, что улучшит ваше понимание других людей и качество взаимодействия с ними!

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы | 72 академических часа


Преподаватели:


Юлия Николаевна Романенко

Настасья Валерьевна Николаева

Мария Олеговна Степанова

Екатерина Юрьевна Солодовникова

Светлана Владимировна Смольянинова

Антонина Владимировна Федорова

Светлана Александровна Скакун

Главатских Антон

Личная эффективность

Курс "Личная эффективность" - это курс для тех, кто хочет разобраться со своими целями в жизни, научиться успевать самое важное, улучшить взаимоотношения с деньгами, подружиться со своими эмоциями и получать больше удовольствия от своей повседневной деятельности.

В команде преподавателей курса консультанты, психологи и бизнес-тренеры, которые работают с такими компаниями как Газпром, Яндекс, Сбербанк, РЖД, Мегафон и др. И, конечно, мы будем делиться и тем, как лидеры в этих компаниях подходят к организации своей жизни и личным опытом, но самое главное - мы будем искать индивидуальный рецепт личной эффективности для каждого студента, выстраивать баланс между личным и профессиональным развитием и постоянно создавать опыт, потому что он - лучший помощник (и когда трудно и когда приходит успех).

Пререквизиты: готовность к экспериментам, открытость новому

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы | 72 академических часа


Преподаватели: 


Елена Алексеевна Карпова

Ксения Геннадьевна Рзаева

Инна Александровна Топорова

Марина Васильевна Казанцева

Анастасия Геннадьевна Причисленко

Дарья Александровна Хельштейн

Татьяна Сергеевна Афанасьева

Анастасия Игоревна Булаткина

Когнитивные инструменты принятия решений

Каждый день мы принимаем сотни решений, и большинство из них - автоматически. А что будет, если мы задумаемся, как мы это делаем? Вначале будет непривычно, нас редко учат обращать внимание на то, как устроены наши ощущения, внимание, память, мышление и другие когнитивные функции, которые влияют на принятие решений.

Потом мы начнем открывать для себя, что каждое решение как будто состоит из ряда этапов, когда между триггером и реакцией есть небольшой промежуток времени, в который мы можем успеть повлиять на свое поведение, если поймем его, конечно. А потом мы сможем разделить решения, которые мы хотим оставить автоматическими в нашей жизни (полезные привычки), изменить решения, которые не дают нам достигать своих целей (ограничивающие установки) и устранить многочисленные просчеты, которые мы совершаем в процессе принятия решений (когнитивные искажения).

Вот ровно так и будет построен курс. Из небольших экспериментов над своими когнитивными функциями мы соберём чемоданчик с инструментами для принятия рациональных решений и выделим место в этом процессе для эмоций таким образом, чтобы получать от них необходимую для нас информацию, но не поддаваться их иррациональному воздействию. А потом добавим в копилку методы выбора из разных вариантов решения в тех случаях, когда проблема особенно трудна или важна.

Очень важно, что курс очный и с большим количеством экспериментов, которые нельзя будет пройти, если не приходить. Впрочем, как можно не прийти на курс, который будет отображаться у вас в расписании как “КИПР”.

Пререквизиты: готовность посещать занятия, интерес к метакогнитивным процессам хотя бы на уровне статьи из Newtonew  

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы | 72 академических часа


Преподаватели:


Ольга Александровна Сорокотяга

Марина Васильевна Казанцева

Ольга Алексеевна Каляева

Евгения Сергеевна Шестакова

Антонина Федорова

Наталья Хохлова

Карпова Елена Алексеевна

Дарья Хельштейн

Практики креативности

Этот курс о том, как по-новому смотреть на привычные вещи и явления, как развить в себе творческое мышление и креативность, раскачать умение мыслить нестандартно и о том, как как решать жизненные, профессиональные, творческие задачи индивидуально и в команде. Креативность – не удел художников, поэтов и новаторов, она доступна каждому. 

Креативность это не про музу и вдохновение, это про дисциплину и технологии, которые помогут лично вам умело, творчески подходить к жизненным задачам от бытовых, когда нужно забить гвоздь без молотка, до инновационных, когда нужно создать то, чего до вас не было. 

Пререквизиты: Желание и готовность отказаться от своих стереотипов и инерции мышления и посмотреть на мир шире. Курс будет интересен не только творческим людям, но и всем, кто хочет сделать свое мышление более гибким. 

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы | 72 академических часа


Преподаватели:


Инна Александровна Топорова

Ольга Викторовна Пестовская

Марина Васильевна Казанцева

Антонина Владимировна Федорова

Дмитрий Игоревич Щелкунов

Валерия Михайловна Лимонова

Навыки обучения и работа с информацией

Современный мир предъявляет серьезные требования к знаниям, умениям и навыкам работы человека с информацией и его способности обучаться и адаптироваться к постоянно меняющимся условиям.

Курс по выбору «Навыки обучения и работа с информацией» позволит студентам:

  • узнать об актуальных исследованиях мозга, методах критической оценки информации и принятия решений,
  • повысить личную эффективность (навыки планирования, управления вниманием, понять индивидуальные особенности, влияющие на успешность обучения и деятельности).
  • освоить техники эффективного чтения и различные способы конспектирования текстов,
  • качественно и в соответствии с требованиями выполнить подготовку академических текстов (ВКР, курсовых, рефератов, эссе, аннотаций, мотивационных писем и пр.), редактировать доклады выступлений и корректно составить библиографическое описание,
  • работать с большим объемом информации, искать нужную и проверять данные на достоверность, и многое другое.

Курс проходит в смешанном формате: состоит из пяти воркшопов по 2 академических часа (аудиторные занятия) и самостоятельной работы студентов с помощью онлайн-платформы.


Преподаватели:


Юлия Николаевна Романенко

Ольга Олеговна Гофман

Ольга Владимировна Арлашкина

Екатерина Павловна Тюрикова

Екатерина Юрьевна Солодовникова

Трескунова Дарья Олеговна

Работа в удаленных командах

Какова вероятность, что в будущем вам придется работать удаленно? Возможно, вы уже имеете такой опыт? Дистанционный формат работы стал новой нормой. Умение работать в удаленных командах открывает огромные возможности и позволяет экономить ресурсы. Но при этом в дистанционной работе команды много сложностей.

На нашем курсе мы научимся:

  • строить свою самостоятельную работу эффективно, расставлять приоритеты и планировать работу с учетом своих индивидуальных особенностей;
  • грамотно ставить цели и распределять задачи в удаленной команде;
  • вовлекать всех участников команды в работу;
  • преодолевать коммуникативные барьеры при удаленной командной работе.

Мы познакомимся с широким спектром современных цифровых инструментов и подберем подходящий для каждой задачи. Курс проходит полностью в онлайн формате. В течение курса вы поработаете в реальной удаленной команде над пробным проектом.

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы | 72 академических часа


Преподаватели:


Дарья Олеговна Трескунова

Инна Александровна Топорова

Никита Евгеньевич Русманов

Мочкин Вадим Андреевич

Сторителлинг

История - самый сильный инструмент влияния, который был изобретен людьми. Возможно, умение создавать и передавать истории - это именно то, что сделало нас людьми. Многие считают, что рассказывание историй - это особый талант, дар, доступный только писателям и другим творческим людям, но мы уверены, что сторителлинг - это навык, которому можно научиться. У сюжетостроения есть свои правила и принципы, которые мы возьмем у писателей, режиссеров и маркетологов, а потом мы добавим туда личный опыт и эмоции и получим истории, которые будут помогать, вдохновлять, заставлять задуматься, направлять и поддерживать. И приятный бонус - истории помогают не только тем, кто их слушает, они помогают и тем, кто их создаёт, помогают лучше понять себя и свое место в мире.

Пререквизиты: любовь к историям, готовность слушать и рассказывать истории, уровень русского языка выше B2

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы | 72 академических часа


Преподаватели:


Алексей Владимирович Галишников

Ирина Владимировна Шевцова

Евгения Сергеевна Шестакова

Анастасия Геннадьевна Причисленко

Кузнецов Валентин

Антонина Владимировна Федорова

Жизнь в науке: путеводитель молодого исследователя

Онлайн-курс “Жизнь в науке: путеводитель молодого исследователя” (базовый уровень) — это живой, актуальный и интересный “гид”, который расскажет начинающему исследователю: 

  • как начать заниматься наукой, если ты ещё даже не бакалавр, и как заложить основу для успешной научной карьеры уже сегодня;
  • как взять лучшее от университета, в котором ты учишься: как правильно выбрать научного руководителя, как написать хорошую ВКР или научную статью, и почему стажировки и практики — это не только полезно, но и вполне реально; 
  • как использовать свои ресурсы эффективно, как убедить твои эмоции, силы и время работать на тебя, и почему уметь (и не забывать) отдыхать — не менее важно, чем уметь эффективно работать; 
  • как рассказать о своих научных результатах профессиональному сообществу или широкой аудитории, чтобы тебя услышали и запомнили, а твою работу оценили по достоинству; 
  • какие инструменты, программы и приложения помогут организовать и облегчить работу, учёбу и жизнь.

Ключевые навыки, на формирование которых направлен курс:

  • Умение писать квалификационные работы и научные тексты и осознанно делать первые шаги в научной карьере.
  • Умение искать и организовывать научную информацию, оценивать качество и достоверность научной информации.
  • Академическая этика и умение уважать чужие права и защищать свои.  
  • Умение донести свои идеи до разных аудиторий, спроектировать публичное выступление с учетом своих целей и особенностей целевой аудитории.
  • Эмоциональный интеллект.
  • Умение общаться с людьми и выстраивать сети профессиональной коммуникации — один из ключевых ресурсов молодого исследователя.
  • Умение эффективно презентовать себя в профессиональном сообществе и на рынке труда.
  • Умение находить необходимые для научной работы ресурсы (практики, стажировки, конференции, стипендии).
  • Умение и готовность работать в команде (и организовать работу команды).
  • Умение пользоваться прикладными инструментами для научной работы: системы и программы для верстки статей и презентаций, подготовки инфографики, организации командной работы, и другие.

Курс состоит из пяти модулей, каждый из которых содержит видеолекции, тестовые задания, полезные ссылки, рабочие и дополнительные материалы. 
Темы модулей: личная эффективность; наука в бакалавриате; самопрезентация; публичные выступления; инструменты. 

Оценка за курс складывается из двух компонентов:

  1. Тестовые задания: тесты после видеолекций и по итогам каждого модуля
  2. Итоговая работа — увлекательный видеоролик, доступно и интересно рассказывающий об области исследований, которой ты занимаешься.

Трудоемкость дисциплины: 2 зачетные единицы | 72 академических часа