меню

Общеуниверситетские факультативы SS и мышление

Аргументация: от теории к практике

Факультативный курс «Аргументация: от теории к практике» предназначен для всех, кто хочет отточить свои навыки ведения дискуссии, научиться ясно и убедительно представлять свою позицию, глубоко понимать аргументацию своих оппонентов, освоить навык формулирования критических вопросов, научиться основам аргументативного анализа и начать распознавать манипулятивные уловки. 
Большая часть семинарских занятий будет проводиться в форме дебатов, что позволит слушателям курса максимально отточить навыки ведения дискуссии и аргументативного анализа. Зачет будет проводиться в формате защиты анализа аргументации в тексте по теме магистерского исследования.

Пререквизиты: Высокая степень владения русским языком

Трудоёмкость: 32

Формат: Очный

Тематический план


Ольга Александровна Шапиро

shapiro.olha@gmail.com

Ксения Александровна Капельчук

Вокальная и танцевальная импровизация

Приглашаю на курс эмоциональной разгрузки через интуитивный танец, пение и игры. Если вы можете двигаться и говорить, у вас точно получится выполнить все задания курса. Мы научимся расслабляться, восстановим подвижность и слаженность движений, разрешим себе двигаться и звучать из своих внутренних импульсов, исследуем различные параметры движения и звучания, научимся слушать и принимать себя и окружающих. Особое внимание мы уделим рефлексии, чтобы сделать курс максимально полезным для каждого участника. 

Пререквизиты: Разговорный русский язык

Трудоёмкость: 32

Формат: Очный

Тематический план


Отзывы студентов:

  • Это был очень крутой курс, я рада, что участвовала в нем. Это новый опыт, я стала чувствовать себя свободнее и счастливее. 
  • Огромное спасибо Татьяне за максимально комфортный, душевный и уважительный подход к студентам! Она отлично умеет сочетать индивидуальный подход и создание уютной, доверительной атмосферы, в которой хочется раскрываться и не страшно пробовать новое. 
     


Татьяна Алексеевна Петрова

Dushemira@gmail.com

Контакт с собой и другими

Этот курс про контакт. Контакт – это способ установления и поддержания доверительных отношений между людьми. Чтобы создать и поддерживать такие отношения нам важно понимать хорошо себя. Поэтому на курсе мы будем развивать умение осознавать себя, свои эмоции и потребности. Мы будем разбираться в том, какие у вас ценности в жизни и приоритеты и как вы принимаете решения. Понимание своих ценностей, чувств и потребностей помогает выстраивать отношения, легче принимать решения, разрешать конфликты, достигать намеченных целей.
Также мы будем исследовать личные границы, тренироваться их обозначать не разрушая отношения. Будем пробовать замечать другого даже тогда, когда сложно и не очень хочется. Поэтому мы обсудим как реагировать на злость других людей, как справляться со своими эмоциями, как разрешать конфликты осознанно, а также как завершать отношения. И возможно, с кем-то на этом курсе вы почувствуете настоящий контакт- состояние, в котором вы видите друг друга четко, ясно, с теплотой и уважением к уязвимости.

Трудоёмкость: 24

Формат: Очный

Тематический план


Отзывы студентов: 

  • Спасибо за такой замечательный курс! Он помогает разобраться в себе и в отношениях с другими!
  • Огромное спасибо за этот курс и это очень ценное время. Было очень много эмоций и очень много обращений в себя, это всегда полезно и приятно.
  • Это лучшее, что я изучала за все время обучения в бакалавриате и магистратуре. Очень бы хотелось, чтобы такой формат обучения был на всех дисциплинах, потому что такое активное общение с одногруппниками очень сильно сближает и ты меньше стрессуешь из-за учёбы и учишься выражать свои мысли и мнения без боязни.


Антонина Владимировна Федорова

avfedorova@itmo.ru

Марина Казанцева

Мария Степанова

Основы сексологии

Курс посвящен основам сексологии. 
В рамках этого курса мы будем рассматривать секс как потребность. Т.е будем обсуждать как эта потребность появляется, какие еще потребности мы пытаемся решить за счет секса, как мы ищем и выбираем партнеров, как ведем себя до, во время и после. Мы будем обсуждать нормы и патологии влечения, установки, которые мешают получать удовольствие. 
Почему важно изучать эти темы в университете? Секс является очень важной частью гармоничных отношений. Поэтому курс по сексологии помогает в первую очередь улучшить романтические отношения, а также лучше понять себя. Курс целиком состоит из практических упражнений, которые помогут осознать свои модели поведения, развеять мифы, четче понять свои границы. Гармоничные отношения, которые можно выстроить благодаря этому курсу могут позволять человеку чувствовать себя счастливым, получать поддержку и удовольствие. Что, в свою очередь, позволяет человеку чувствовать себя гармонично и способствует его всестороннему развитию.
На курсе не будет подробного обсуждения физиологии полового акта, мы будем смотреть на секс под углом психологии. 

Трудоёмкость: 24 ак.ч.

Формат: Очный

Тематический план


Отзывы студентов:

  • Спасибо! Но хочется сказать больше, чем спасибо. Я думала, курс будет про секс, но он неожиданно оказался про самого себя. Есть, о чем задуматься самому и поговорить с партнёром. Круто, что можно поговорить с заинтересованными людьми о сложных табуированных вещах. Надеюсь, такого будет больше в ВУЗе
  • Спасибо большое за этот курс, за вводные задания, выполняя которые мы могли сблизиться с незнакомыми ребятами из группы. Здорово, что мы обсуждали в группах очень личные вещи, этим важно было поделиться и услышать обратную связь.
  • Хотелось бы пройти повторно, но уже с новыми упражнениями, соответственно только расширять и углублять 
  • Спасибо! Но хочется сказать больше, чем спасибо. Я думала, курс будет про секс, но он неожиданно оказался про самого себя. Есть, о чем задуматься самому и поговорить с партнёром. Круто, что можно поговорить с заинтересованными людьми о сложных табуированных вещах. Надеюсь, такого будет больше в ВУЗе 
  • Было очень комфортно. Мне было легко делиться мыслями, воспринимать материал. С занятий я уходила всегда с хорошим настроением.
  • Максимально классный факультатив. Считаю, что он 1000000% полезный и должен быть запущен ещё несколько раз для последующих поколений.
  • Просто кланяюсь в ноги ИТМО и преподавателям, составлявшим курс. Это очень продуктивный небольшой курс, как групповая психотерапия. Очень много зажимов и блоков ушло, очень много мыслей перетерто.
  • Марина один из лучших преподавателей, которых я знаю. Всегда найдет индивидуальный подход, пообщается лично, обсудит любую тему и всегда поможет. Огромное спасибо за такие полезные и комфортные занятия!
  • Я не ожидал, что в качестве преподавателя у нас окажется не чёрствый лектор, а живой и приятнейший человек, участвующий в заданиях и помогающий группе. Спасибо вам огромное! Было классно с вами познакомиться и изучить себя с такой интересной стороны. Вы правда отлично подходите для этого предмета как со стороны психологического подхода, так и со стороны личного опыта.


Антонина Владимировна Федорова

Avfedorova@itmo.ru

Марина Казанцева

Ольга Сорокотяга

Навыки обучения и работы с информацией

Университет предъявляет серьезные требования к знаниям, умениям и навыкам работы студента с информацией и его способности обучаться при высокой нагрузке и адаптироваться к меняющимся условиям. Факультативный курс «Навыки обучения и работы с информацией» позволит студентам:

  • повысить личную эффективность в обучении (навыки планирования, управления вниманием, понять индивидуальные особенности, влияющие науспешность обучения и деятельности).
  • освоить техники эффективного чтения, запоминания и различные способы конспектирования текстов,
  • качественно и в соответствии с требованиями выполнить подготовку академических текстов (ВКР, курсовых, рефератов, эссе, аннотаций, мотивационных писем и пр.)
  • работать с большим объемом информации, искать нужную и проверять данные на достоверность, и многое другое. Курс проходит в смешанном формате: состоит из четырех воркшопов по 4 академических часа (аудиторные занятия) и самостоятельной работы студентов с помощью онлайн-платформы Moodle.

Пререквизиты: Все желающие (особенно актуален для студентов бакалавриата 1 курса)

Трудоёмкость: 16 

Формат: Очный

Тематический план


Ольга Олеговна Гофман

gofmanoo@icloud.com

Анна Павловна Кузнецова

Ольга Владимировна Арлашкина

Фасилитация и управление группой

Факультатив «Фасилитация и управление группой» представляет собой практический курс, направленный на развитие ключевых навыков и компетенций в области управления и содействия групповым процессам. Участники этого факультатива узнают, как стать эффективными фасилитаторами, способными управлять динамикой группы, улучшать взаимодействие и помогать в достижении согласия.
В ходе курса участники изучат разнообразные техники фасилитации, включая управление конфликтами, обеспечение активного участия и стимулирование креативности. Они также научатся понимать групповые процессы и динамику, а также смогут применять эти знания для улучшения коллективных решений и достижения общих целей.
Этот факультатив подходит как для руководителей и менеджеров, желающих усовершенствовать свои навыки в области группового управления, так и для всех, кто интересуется развитием лидерских и фасилитаторских способностей. Участники получат практические инструменты для успешного взаимодействия с группами и
управления групповыми процессами, что позволит им стать более продуктивными и влиятельными в своей работе и в жизни.

Пререквизиты: Знание русского языка не ниже B2, базовые навыки менеджмента, управления группой, посещение практических занятий 

Трудоёмкость: 32 

Формат: Дистанционный (ZOOM)

Тематический план


Отзывы студентов:

  • Благодарю за такие нужные и актуальные знания. Альтруистична, заинтересована, гуманна, справедлива - это все про Захидат
  • Преподаватель логично и структурно подходит к обучению, предоставляя как теоретические основы, так и практические задания.


Шахидова Захидат Немат-кызы

z@shakhidova.ru

Эмоциональная устойчивость

Этот факультатив о том, как перестать винить себя за ошибки, как научиться быстро собираться, когда это необходимо, и легче договариваться с другими людьми. Мы будем изучать, как наши эмоции можно использовать, как для них можно опираться, и как сделать так, чтобы они не мешали. После прохождения факультатива студенты смогут сохранять устойчивое эмоциональное состояние и высокую концентрацию при решении сложных задач, защите собственных проектов и поиске решений в конфликтных ситуациях.

Трудоёмкость: 16 

Формат: Дистанционный (ZOOM)

Тематический план


Отзывы студентов:

  • Курс расширяет кругозор, после занятий было очень хорошо в эмоциональном плане) Теперь знаю, как вернуться к себе и наладить контакт с собой!
  • Мне была полезна информация, потому что часто сталкиваюсь с упадком мотивации и негативными эмоциями на этом фоне.
  • Самый лучший курс, который научил меня понимать себя и окружающих
  • Евгения Александровна, спасибо большое за проведëнный курс. Я открыл для себя оччень много знаний о взаимодействии с людьми и способах изучения своих эмоций, чувст, потребностей. Умение их определить, изучить, и реализовать, и в целом я узнал больше, чем рассчитывал, что было неожиданно и очень приятно.
  • Спасибо за эти несколько пар, которые превратились во что то большее. Приходя я думала что и так все знаю, а по итогу с каждой пары, уходила с чем то новым. 
  • Данный факультатив помогает структурировать свою жизнь. Благодаря факультативу я стала легче контролировать свои эмоции.


Евгения Сергеевна Неговорова

Эмоциональный интеллект

Развитый эмоциональный интеллект позволяет своевременно осознавать свои эмоции и регулировать их. В свою очередь, освоив навык управления собственными эмоциями, обучающийся получает возможность осознавать эмоции других людей и управлять ими. Навыки эмоционального интеллекта не предопределены природой, их можно развивать до желаемого уровня в любом возрасте!
При прохождении курса «Эмоциональный интеллект» обучающимся предстоит познакомиться с ведущими зарубежными и российскими научными разработками в данной области, изучить модели ЭИ, а затем применить полученные знания на практике. В программу включена как индивидуальная работа по самонаблюдению, так и интенсивная работа в группах, решение кейсов, дискуссии, интеллектуальные игры.

Пререквизиты: Русский язык на уровне B2 и выше 

Трудоёмкость: 32

Формат: 1 группа онлайн, 2 очно

Тематический план


Отзывы студентов:

  • Благодарю преподавателя за внимание к каждому ответу и дельные советы, рекомендации книг и стратегий. Было очень интересно и достаточно продуктивно.
  • Большое спасибо факультативу за открытость и всегда оптимистичную и комфортную атмосферу на парах, что преподаватель всегда идет на контакт со студентами! 
  • Спасибо, Мария Олеговна, мне было очень приятно с Вами работать уже не в первый раз. На занятиях всегда царит приятная и дружеская атмосфера, что на других парах бывает очень редко. Для меня существует мало предметов, на которых мне хотелось бы говорить, но ваши предметы одни из таких. 
  • Спасибо большое за курс. Навыки, которые были получены имеют практическое значение, и я уверена, что в будущем буду обязательно применять на практике все полученные знания.
  • Атмосфера на паре, которая создается Юлией, потрясная и энергичная - втягивает в рассуждения и заставляет по своей воле вовлекаться в суть пары.
  • Это безумно интересный и продуктивный курс. Спасибо вам большое за информацию, которая давалась в разных форматах, что помогло хорошему усвоению материала, который я уже использую и буду дальше использовать в своей жизни.
  • Очень понравился курс, начала использовать полученные знания и сразу же заметила эффект. Преподаватель выстроила комфортную среду, в которой можно было выразить свое мнение и обсудить острые вопросы. 


Мария Олеговна Степанова

mostepanova@itmo.ru

Юлия Николаевна Романенко

yulia_romanenko@itmo.ru 

Антонина Владимировна Федорова

Когнитивные инструменты принятия решений

Каждый день мы принимаем сотни решений, и большинство из них - автоматически. А что будет, если мы задумаемся, как мы это делаем? Сначала будет непривычно, нас редко учат обращать внимание на то, как устроены наши ощущения, внимание, память, мышление и другие когнитивные функции, которые влияют на принятие решений.
Потом мы начнем открывать для себя, что каждое решение как будто состоит из ряда этапов, когда между триггером и реакцией есть небольшой промежуток времени, в который мы можем успеть повлиять на свое поведение, если поймем его, конечно. А потом мы сможем разделить решения, которые мы хотим оставить автоматическими в нашей жизни (полезные привычки), изменить решения, которые не дают нам достигать своих целей (ограничивающие установки) и устранить многочисленные просчеты, которые мы совершаем в процессе принятия решений (когнитивные искажения).
Ровно так и будет построен курс. Из небольших экспериментов над своими когнитивными функциями мы соберём чемоданчик с инструментами для принятия рациональных решений и выделим место в этом процессе для эмоций таким образом, чтобы получать от них необходимую для нас информацию, но не поддаваться их иррациональному воздействию. А потом добавим в копилку методы выбора из разных вариантов решения в тех случаях, когда проблема особенно трудна или важна.
Очень важно, что курс очный и с большим количеством экспериментов, которые нельзя будет пройти, если не приходить. Впрочем, как можно не прийти на курс, который будет отображаться у вас в расписании как “КИПР”.

Пререквизиты: Когнитивная психология, психология поиска информации, психология визуального восприятия (начальный уровень освоения)

Трудоёмкость: 24

Формат: Очный

Тематический план


Отзывы студентов:

  • Спасибо Марине и Максиму за курс! Он получился очень классным, рассмотрели как когнитивные и психологические аспекты принятия решений, так и математические методы, которые также важны.
  • Марина вообще шикарна! Все доходчиво объясняет, показывает, уделяет внимание каждому студенту. Отдельное спасибо за индивидуальный подход и внимательность. Было очень приятно приходить на занятия!


Марина Васильевна Казанцева

mkazantseva.spb@gmail.com

Наталья Георгиевна Хохлова

Дарья Александровна Хельштейн

Когнитивные ошибки в понимании людей

Когнитивные ошибки и искажения связаны с решениями, которые люди принимают каждый день. Эти решения могут повлечь за собой трудности в профессиональной деятельности и личной сфере. Например, существует эффект фрейминга, которым могут пользоваться СМИ и блогеры. Они используют этот эффект, чтобы показывать события и любые ситации с удобной им стороны. 
Помимо эффекта фрейминга существуют десятки других когнитивных искажений, за которыми могут следовать трудности не только в профессиональном аспекте, но и в личном. Люди могут попасть в ловушку собственного разума или на манипуляции со стороны своего окружения. Таким образом, люди могут встать над ситуацией и посмотреть на неё с другой стороны. В итоге люди могут оставаться на одном месте, не реализуя весь свой потенциал.
На курсе студенты познакомятся с классификацией когнитивных ошибок, узнают про то, как с ними бороться. Будут рассмотрены темы, которые связанны с целеполаганием, обследованием реальности, принятием решений, гибкостью мышления и шаблонным поведением. 
После курса студенты смогут находить свои когнитивные ошибки и искажения, определять манипулятивные приёмы.

Пререквизиты:

  • Русский язык - средний
  • Английский язык - А2

Трудоёмкость: 12

Формат: Очный

Тематический план


Владислав Александрович Комисаров

vladkomisarov2070@outlook.com

Практический коучинг для развития команды

Коучинговые навыки уже давно входят в список компетенций руководителей компаний и успешных лидеров
команд. Хотите научиться применять эффективные техники коучинга для управления проектами,
создавать эффективные команды, использовать их для повышения личной эффективности? Тогда
этот курс точно для вас! 
При прохождении курса «Практический коучинг для развития команд».участники познакомятся с ведущими инструментами в данной области, а затем попробуют применить полученные знания на практике. Рассмотрят коучинговые инструменты на трех уровнях: в работе с командой, в межличностном общении и для самоанализа. В программу включена как индивидуальная работа по самоисследованию, так и интенсивная работа в группах.
 

Пререквизиты: Базовый уровень использования коучинговых инструментов для работы с командой и самоанализа

Трудоёмкость: 18

Формат: Дистанционный (ZOOM)

Тематический план


Маргарита Викторовна Кудринская

ra_mm@mail.ru

Практический сторителлинг

История – самый сильный инструмент влияния, который был изобретен людьми. У историй, в отличие от заявлений, инструкций и традиционных объяснений, есть своя внутренняя сила. Однако многие считают, что рассказывание историй – это особый талант, дар, доступный только писателям и другим творческим людям, но мы уверены, что сторителлинг – это навык, которому можно научиться.
У сюжетостроения есть свои правила и принципы, которые мы возьмем у писателей, режиссеров и маркетологов, а потом добавим туда личный опыт и эмоции и получим истории, которые будут помогать, вдохновлять, заставлять задуматься, направлять и поддерживать. И приятный бонус: истории помогают не только тем, кто их слушает, но и тем, кто их создает, помогают лучше понять себя и свое место в мире.

Пререквизиты: Любовь к историям, готовность слушать и рассказывать истории, уровень русского языка выше B2

Трудоёмкость: 16 

Тематический план


Евгения Сергеевна Шестакова

esshestakova@itmo.ru

Валерия Михайловна Лимонова

Алексей Владимирович Галишников

Философия искусственного интеллекта

Динамичное развитие технологий искусственного интеллекта породило большое количество новых философских проблем и подтолкнуло к пересмотру старых философских дискуссий. Например, в философии сознания возможность создания сильного ИИ зависит от того, какова природа ментальных состояний. Этот курс затрагивает проблемы нормативной этики, которая занимается тем, что делает поступки правильными и неправильными. Нормативная этика влияет на решения проблем из практической этики:

  • проблемы приватности и слежки,
  • манипуляция поведением,
  • предвзятость ИИ,
  • использование фейковых аккаунтов,
  • автоматизация работы и изменению занятости труда,
  • проблемы, связанные с беспилотными автомобилями,
  • применение автономных ИИ в военных целях,
  • использование «роботов заботы» при уходе за людьми с ограниченными возможностями, в домах престарелых и в психотерапии,
  • создание этических машин.

Существуют проблемы, которые встанут особенно остро, в случае, если возникнет сильный ИИ: как он будет развиваться? Будет ли он похож на нас? Связаны ли степень развития интеллекта с этическим измерением личности? Как мы будем с ним сосуществовать? Как можно использовать ИИ для развития собственного разума?
Этот курс погружает в дискуссии по этим вопросам и будет интересен как разработчикам в области ИИ, так и широкому кругу лиц. Специальные навыки для прохождения этого курса не требуются.

Пререквизиты: Чтение на английском со словарем является желательным условием

Трудоёмкость: 32

Формат: Смешанный формат (лекции - онлайн, практики - очно)

Тематический план


Тимофей Сергеевич Демин

detimofei@gmail.com

Инструменты и ресурсы для учебной и научной работы

В наше время успех научной карьеры зависит не только от способностей, опыта и усердной работы, но и от умения ориентироваться в академической среде. С одной стороны, принцип “publish or perish” вынуждает ученого включаться в бесконечную гонку публикаций. С другой стороны, неопытный исследователь может легко попасться на удочку “мусорного” или “хищнического” издания. Бесконечные рейтинги, списки, индексация, цитирования могут свести с ума, если только у вас нет проводника по этому лабиринту. Научный руководитель не всегда может найти время, чтобы каждому студенту объяснить, как устроен мир публикационной активности. К счастью, теперь вы можете получить необходимые знания на нашем курсе.

В процессе прохождения факультатива Вы научитесь:

  • искать научную информацию с использованием электронных ресурсов, включая ресурсы библиотеки ИТМО, и эффективно применять их в своей работе;
  • анализировать результаты научно-исследовательской деятельности с помощью наукометрического подхода и выбирать подходящий журнал для публикации;
  • работать с инструментами анализа научной информации на открытых данных, узнаете об оставшихся функциях баз Scopus и Web of Science, а также о возможностях альтернативных ресурсов;
  • оформлять ссылки и составлять списки литературы для своих работ; ​​​​​​
  • правильно вносить публикации в портфолио ИСУ, заполнение которого даст возможность заявить о себе в ходе конкурса на ПГАС.

Уникальность факультатива состоит в том, что в разработке и реализации курса принимают участие специалисты, занимающиеся вопросами наукометрии и библиографии, а также непосредственно администрирующие электронные ресурсы библиотеки ИТМО. Эффективность факультатива обеспечивается благодаря размещению материалов курса, практических заданий и тестов на платформе moodle.itmo.ru, что способствует закреплению полученных знаний.

Пререквизиты: Владение русским языком

Трудоёмкость: 16

Формат: 1 группа очно и 1 онлайн

Тематический план


Отзывы студентов:

  • Курс был мне очень полезен - преподаватели всë разжевали до элементарного. Я думаю, это очень хорошая база для написания научной статьи или диссертации.
  • Спасибо за курс, он позволил мне разобраться, как работают те или иные базы данных. Обязательно буду пользоваться этими знаниями в будущем.


Анна Олеговна Гельфанд

aogelfand@itmo.ru

Елизавета Петровна Борискова

Юлия Валерьевна Михайлова